Краевое государственное бюджетное учреждение "Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 1"

Новости | «Поколение Выбор»

21.01.2019

«Поколение Выбор»- программа по профориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

   В октябре 2018 года на базе краевого государственного бюджетного учреждения «Организация, осуществляющая обучение,для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 1», Служба постинтернатного сопровождения, с участием благотворительного фонда «Открывая горизонты»  стартовала  Программа по профориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Поколение   Выбор».                                                                                                             

   Целью данной программы является оказание  помощи подросткам в профессиональном самоопределении, а именно самостоятельном и осознанном профессиональном выборе, отвечающем способностям ребенка и возможностям, его желаниям и актуальным тенденциям рынка труда, а также развитие  универсальных навыков, необходимых для подготовки к успешной профессиональной деятельности в будущем. 

   Для успешной реализации поставленной цели решались следующие задачи:

- подготовка детей к вызовам 21 века и развитие навыков, помогающих решать глобальные задачи, стоящие перед человеком будущего (развитие «навыков и компетенций 21 века»)

   Знакомство детей с глобальными вызовами 21 века (сверхскорость, жизнь в условиях неопределенности, технологический вызов). Развитие персональных надпрофессиональных навыков и компетенций 21 века, позволяющих быть успешным профессионалом в современном мире: умение делать выбор и принимать решение в условиях неопределенности и быстрой смены задач, умение работать в команде, эмоциональный интеллект и пр. Создание установки «Я знаю, что мир вокруг меня постоянно меняется и я должен быть к этому готов».

-знакомство с профессиями и представителями различных профессиональных сфер (профессионалами и компаниями), готовыми рассказать о своей профессиональной жизни увлекательно, нестандартно, честно. 

   Получение разностороннего профессионального опыта, знакомство со спецификой различных сфер деятельности, «пробы" профессий (в игровой форме). Создание установки «Где бы я ни работал,  мне нужны определенные универсальные навыки, и я знаю, как их развить».

-формирование готовности к непрерывному обучению независимо от определенной сферы деятельности и конкретной профессии.

   Осознание необходимости в постоянном обучении и готовности к этому для достижения значимых результатов и получения удовлетворенности качеством своей профессиональной деятельности. 

-осознание ответственности за свой выбор (профессии) и способность его сделать.

   На совместных занятих акцент ставился на мотивацию к самостоятельному и осознанному выбору своего жизненного пути. Принятие воспитанником детского дома ответственности за свою жизнь и свои выборы. Снятие психологического напряжения, чувства "брошенности" наедине с проблемой выбора профессии, т.к. данная проблема для воспитанников детского дома особенно актуальна. Формирование установки «Я знаю, что сам отвечаю за свой выбор профессии и умею его делать». Приобретение опыта успеха, уважения и поддержки, ассоциированного с профессиональной деятельностью.

   Необходимо отметить,что целевой аудиторией программы являются дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в государственных учреждениях, обучающиеся в седьмых - одиннадцатых классах школы в возрасте от 12 до 17 лет.

   Выбор будущей профессии - важнейшая жизненная задача человека. Последствия неэффективного выбора - не только личная трагедия нереализованности, но и рост политической и социальной напряженности в стране, снижение темпов экономического роста и многомиллионные финансовые потери.

   Обращаю ваше внимание,что неудачный выбор профессии - источник разочарования и неудовлетворенности жизнью. Комплекс несостоявшейся личности и дезадаптация приводят к конфронтации(противопоставление) с обществом или уходу в себя, и, в конечном итоге, способствуют отрицательным результатам в экономике, росту политической и социальной напряженности в стране.

   Современный мир непрерывно меняется. Чтобы найти своё место в мире, человеку необходимо быть готовым к таким переменам. Ему нужно постоянно исследовать свои возможности и запросы окружающей среды, ведь именно на пересечении этих пространств, происходит выбор деятельности. Важно уметь осуществлять самостоятельный выбор и быть готовым нести ответственность за него. А так как в реалиях современности человек может совершать далеко не один такой выбор, становится актуальной готовность постоянно учиться и осваивать новые профессиональные навыки. 

   Выбор профессии требует осознания собственных ресурсов, ограничений и желаний, а также знания актуальных тенденций рынка труда и знакомства с различными профессиями. Даже для взрослого это непростая задача. К сожалению, без профориентационной поддержки и помощи выбор часто осуществляется по принципам "где проще" или "за компанию".           

   За время своей работы, я хочу отметить, что профориентационная работа требует системного подхода и реализации долгосрочных программ. Основной проблемой остается отсутствие системных программ по профориентации в большинстве учебных и воспитательных учреждений. 

В большинстве случаев профориентация реализуется через разовые мероприятия. Между тем, без системного подхода, без долгосрочных программ и проектов, профориентация превращается не более чем в развлечение и рассказ на тему "есть такая профессия".А мы должны от этого уходить!

       Дети и подростки, находящиеся в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, лишены возможностей получать качественную системную профориентационную поддержку как со стороны государства, на мой взгляд,(вследствие отсутствия системных программ в школах и учреждениях), так и стороны семьи (вследствие отсутствия поддержки семьи).

Выпускники оказываются не готовы к самостоятельному и осознанному выбору профессии, не имеют представления о тенденциях рынка труда и актуальных профессиях, лишены возможности узнавать о профессиях «из первых рук» (от работающих профессионалов). Как следствие, 90% детей-сиротвыбирают профессию по принципам «где проще учиться» или «за компанию» (исследование Образовательного проекта Пункт Б, февраль – март 2016 г.). В дальнейшем это приводит к отказу от получения образования, дезадаптации, личной нереализованности и отсутствии мотивации к труду.

   Основные методы программы 

   Программа организована по принципу «конструктора» и комбинируется из отдельных мероприятий. Количество и содержание мероприятий определяется для каждой конкретной группы детей исходя из возможностей региона. Основными методами программы являются:

1. Профориентационные игры и тренинговые занятия;

2.Выездные мероприятия (экскурсии-квесты) на территории предприятий;

3. Встречи с представителями разных профессий.

Лицами, задействованными в реализации программы, являются:

1. Благотворительный Фонд «Открывая горизонты»

2. Предприятия и профессионалы, работающие на территории г.Хабаровска.

3.Региональные благотворительные организации.

4.Волонтеры.

   Хотелось бы отметить, что к реализации данной программы подключаются волонтеры - добровольные помощники (это частные лица, на добровольной и безвозмездной основе желающие помочь детям и подросткам в рамках программы). 

   Работа волонтеров приносит огромную пользу для воспитанников детского дома, т.к. данная работа дает «глоток свежего воздуха» для ребят воспитывающихся без семьи,это приобретение настоящих друзей и приятных знакомств для дальнейшей жизни воспитанника детского дома, по мимо профориентированной программы.

С.В.Боцман-руководитель службы постинтернатного сопровождения КГБУ Детский дом1

 

Версия сайта для слабовидящих
<

Социальный проект





© 2019 КГБУ детский дом 1

Контактная информация

Карта сайта

Адрес: Россия, 680030, Хабаровск, ул. Ленина, 20

Телефон: 218-103

E-mail: hb-dd1@edu.27.ru


Создание сайта - Егор Зотов
Яндекс.Метрика